О
новых требованиях к обращениям
потребителей, как основанию для проведения
внеплановой проверки
В
связи с принятием Федерального закона
от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля» и Федеральный
закон «О стратегическом планировании
в Российской Федерации» с января 2017
года изменяются требования к рассмотрению
Роспотребнадзором (его территориальными
органами) обращений потребителей как
возможному основанию для проведения
соответствующих внеплановых проверок
в рамках осуществления федерального
государственного надзора в области
защиты прав потребителей.
Согласно
новой редакции подпункта «в» пункта 2
части 2 статьи 10 Федерального закона от
26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля» (в редакции
Федерального закона от 3 июля 2016 г. №
277-ФЗ) необходимым условием для того,
чтобы обращения граждан, потребительские
права которых нарушены, могли стать
законным основанием для проведения
внеплановой проверки, будет являться
подтверждение заявителем в его обращении
в орган государственного контроля
(надзора) факта того, что до обращения
в Роспотребнадзор (его территориальный
орган) он «обращался за защитой
(восстановлением) своих нарушенных прав
к юридическому лицу, индивидуальному
предпринимателю и такое обращение не
было рассмотрено либо требования
заявителя не были удовлетворены».
Указанное
означает, что для граждан, целью обращения
которых в Роспотребнадзор (его
территориальные органы) является
постановка вопроса о проведении в
отношении соответствующих юридических
лиц и/или индивидуальных предпринимателей
внеплановых проверок, организация и
проведение которых регламентирована
положениями Федерального закона от 26
декабря 2008 г. № 294-ФЗ, вышеназванными
новеллами фактически вводится обязательный
предварительный претензионный порядок
обращения потребителя с соответствующими
требованиями непосредственно к
хозяйствующем субъекту.
Кроме
того, не смогут служить основанием для
проведения внеплановой проверки
обращения и заявления, не позволяющие
установить обратившееся лицо. Причем,
в случаях, когда изложенная в обращении
или заявлении информация сама по себе
может являться основанием для проведения
внеплановой проверки, но имеются
обоснованные сомнения в авторстве
такого обращения или заявления,
должностное лицо органа государственного
контроля (надзора) обязано принять
разумные меры к установлению обратившегося
лица. При этом обращения и заявления,
направленные заявителем в форме
электронных документов, могут служить
основанием для проведения внеплановой
проверки только при условии, что они
были направлены заявителем с использованием
средств информационно-коммуникационных
технологий, предусматривающих обязательную
авторизацию заявителя в единой системе
идентификации и аутентификации.
Анонимность
обращения или заявления либо заведомая
недостоверность сведений, содержащихся
в обращении или заявлении, ставших
поводом для организации внеплановой
проверки, выявленные после начала её
проведения, являются основанием для
принятия руководителем, заместителем
руководителя органа государственного
контроля (надзора) решения о прекращении
такой проверки. При этом в отношении
взыскания расходов, понесенных органом
государственного контроля (надзора) в
связи с рассмотрением обращений,
содержащих заведомо ложные сведения,
орган государственного контроля
(надзора) вправе обратиться в суд с иском
к соответствующему заявителю.